?

Log in

No account? Create an account
социальное обучение - Образование в 21 веке — ЖЖ
Зачем и как учить в 21 веке.

lern21
дата: 2009-11-15 23:37
Subject: социальное обучение
Security: Public
В новом подходе к обучению важно не только то, что от последовательной прогулки по контенту мы имеем пространство, которое прочесываем в поисках нужных элементов.
В новом обучении главным является его общественный, социальный характер.
Контент для нас готовит сообщество, мы делимся с сообществом своими знаниями, сообщество нам помогает найти решение.
Более того, оказывается одному сейчас ни одну толковую задачу не решить, нужна команда и совместная деятельность.

Еще и поэтому инструменты с социальным сервисом перевешивают автопоилки ЛМС.

http://www.internettime.com/2009/11/social-learning-gets-real/
Вот еще иллюстрации:



Не эксперты, а сеть.
Не потребность знать, а потребность поделиться (!)
Не учебный план, а компетентность
Сюрприз, а не предсказуемость.
Не склад, а поток.



ваш комментарий | 28 Comments | | Ссылка






Anatoly Levenchuk
User: ailev
дата: 2009-11-15 22:17
Subject: (без темы)
Фигня это все. Нужно понимать, чему учить. Содержание образования. Когда сообразишь, чему учить, будешь подбирать правильные методы. А не сообразишь, так все эти work group будут дискотечными мероприятиями: весело, а потом пусто в голове. Акцент нужно существенно поменять. Бутылка без учета того, какое в ней содержимое, плохой выбор. Бутылка должна соответствовать наполнению. Разговор только про форму без содержания -- это заклинания, не убеждают. Пусть предъявят кого-нибудь, овладевающего тензорным исчислением в такой форме, вот это будет убедительно. И тут же выяснится, что форма будет весьма специфична и непохожа на эти картинки.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 07:39
Subject: социальное существо.
Пример с исчислением не очень подходящий. Вот, скажем, игра на фортепьяно или езда на велосипеде. Там точно обучение не групповое, а индивидуальное.

А в исходном посте автор пишет про неформальное обучение. Неформальное обучение по природе социально. Оно естественное, от природы. А социальный характер естественного обучения - научный факт.

Сеть расширила возможности социальности,общения и доступа к информации. Своеобразная сингулярность и тут появилась.

Представьте, вам системную инженерию продвигать пришлось бы в 80-е?
Материалы из ГПНТБ, из зала зарубежной периодики, а распространение - на семинарах.
Сейчас все по другому, а сама системная инженерия развивается и разрабатывается в высшей степени облачным-социальным характером.

Если бы мы ее творили, мы бы тоже были вовлечены в этом процесс общественного создания науки.

Кстати тензорное исчисление в военных проектах тоже развивалось и использовалось социально, но только, по возможности, закрыто.


Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Anatoly Levenchuk
User: ailev
дата: 2009-11-16 07:52
Subject: Re: социальное существо.
Я намеренно привел пример с тензорным исчислением. Освоение SysML в системной инженерии относится к тем же навыкам, что и тензорное исчисление -- и точно так же нужно понимать, преподавать его, или преподавать что-то другое, и после выбора того, что преподавать, думать как преподавать.

Все эти игры на фортепиано, танцы и прочие двигательные навыки тут не в счет, с этим все давно понятно. Интересуют двигательные мозгами навыки.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 08:13
Subject: Re: социальное существо.
А когда начинаешь думать, как преподавать, то выходишь на семинары, а семинары от живых форм убегут в сеть, а в сети им понадобиться поддержка. Тут и социальный софт всплывет во всем многообразии. Хотя, опыт показывает, соцсофт всплывает и в живом обучении.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Anatoly Levenchuk
User: ailev
дата: 2009-11-16 08:20
Subject: Re: социальное существо.
Когда начинаешь думать, как преподавать, то к этому моменту уже знаешь, что преподавать. Должно быть сочетание. Дидактика все-таки должна быть на втором плане, главное -- это понимать, чему учишь. Форма не должна довлеть. От сетевого обучения самого по себе умнее не станешь, в этом обучении должно быть содержание. Интересно понять, где это содержание находится, в каких формах бытует, как ему научить, и (для меня сейчас главный вопрос) какая у этого научения масштабируемость (ибо один талантливый учитель одного талантливого дитенка может научить любым практически способом. А один талантливый автор вполне древнего допотопного учебника в бумаге потенциально может научить и тысячу, возможно с некоторой помощью еще человек пяти-шести. Этим масштабированием и нужно заниматься, это интересная точка).

Мне как-то удивительно смотреть на популяризацию того, что и само идет безо всякой популяризации. "Пользуйтесь телефонами в образовании!" -- смешно ведь звучит. То же самое про "пользуйтесь социальными сервисами". Это естественно, этому помогать не нужно. Нужно помогать понять, как это использовать с тензорным исчислением, или логикой первого порядка -- причем повышая количество дитенков на одного учителя в разы, и увеличивая скорость обучения в разы. Вот это непонятно, откуда тут берутся "разы" и качественный скачок. Изменение формы само по себе не волнует.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 16:04
Subject: CSCL
откуда берутся разы?
1)Если мы используем коллаборэйтив технологии.
2) Если мы используем коллаборэйтив технологии с поддержкой ИТ.
Это те самые CSCL.

В обычном социальном софте нет сценариев, вернее нет технологии.
Как только в групповом обучении появляются сценарии, появляется технология - появляется тиражируемость и разы.

Кода на одной конференции докладчики из Navy сказали об 100 кратном повышении - не верил, потом, разбираясь, понял, что играет сочетание многих факторов.
Но надо понимать, разы не так просто получить, это сложно и дорого.
Самолет - когда надо, а так пешком.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: idetochka
дата: 2009-11-16 07:49
Subject: сомневаюсь
lern 21, я разделяю Вашу увлеченность социальным обучением, но при этом соглашусь с предыдушим комментатором, что без толкового модератора и четко определенной задачи, все это действительно будет больше похоже на "дискотеку"...
Посмотрите на деятельность российских и близроссийских e-learning'овых сообществ - много там толку? :(

Я Вам в мейл написала, Вы, наверно, не получили мое письмо. Сейчас еще раз отправлю :)
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 08:06
Subject: Re: сомневаюсь
Письмо посмотрю, спасибо.
С социальным обучением все в порядке. Оно работает там, где надо, там где реально идет создание полезного продукта.
Программист в своей работе многими механизмами в социальность вовлечен, начиная со скрума, кончая проблемными форумами.

В реальном иленинге то же самое, наш не надо брать в пример.
Наши рогом уперлись в размеры символов на слайде и думают, что продавая картинки чему-то учат.
Реальное обучение в ИБМ, Тайоте, Киске, Микрософте и тд. А они используют современные технологии.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: idetochka
дата: 2009-11-16 08:15
Subject: профессиональные форумы - это другое
Так и я про это - профессиональные формумы, куда люди приходят, чтобы узнать как кто-то другой решает/решил задачу/проблему, над которой он сам бьется, имеют несколько основных отличия от "стихийных" социальных сообществ: 1) есть проблема, 2) эта проблема очень важна (не просто для "общего развития", а существует или внутренняя необходимость "очень надо узнать", или внешнее давление, например, - "штрафы начислят"), 3) кто-то еще бьется над такой же проблемой и может поделиться опытом, 4) модератор понимает о чем идет речь.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 08:35
Subject: Re: профессиональные форумы - это другое
профессиональный форум - сообщество. Сообщество - часть социального обучения.
Форум - способ шаринга профессионального контента. Форум еще и обратную связь обеспечивает.
Но к форумам не все сводиться. Блоги,вики, SN - туда же. Везде, где можно шаринговать и писать. Или просто писать.
Все работает.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-16 08:42
Subject: Re: профессиональные форумы - это другое
Но при этом сообщество совсем необязательно часть соц сети.

А вики так и вообще - это по-большому счету склад, от которого, как Вы написали, надо бы к потоку идти?..
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 15:13
Subject: Re: профессиональные форумы - это другое
Вики склад, но на нем большое движение, поток.
Насчет SN - я бы тоже на осторожно опирался.
Не очень знаю примеров хорошо профессионально работающих.
Скорей всего из-за моей малой вовлеченности в такие сети.
Возможно за рубежом картина другая
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-16 17:04
Subject: Re: профессиональные форумы - это другое
> Вики склад, но на нем большое движение, поток.
Поток там только если внимательно следить именно за метаморфозами страниц.
Реально поток в твитере - нет практически никакой фиксации, есть один поток...

С соц сетями действительно были бы интересны примеры. посмотрим что у Сименса и ко в Атабаске выйдет :)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 18:05
Subject: Re: профессиональные форумы - это другое
вы на поток слишком упрощенно смотрите.
Как на некоторую временную последовательность.
Поток - это еще и динамика, изменения.
Реально вики всегда живет, если она как инструмент.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-16 20:05
Subject: Re: профессиональные форумы - это другое
Это смотря с какой стороны посмотреть. Если брать так обобщенно, то под это начнет подпадать все что угодно. И различий уже и не провести :)

Любой нормальный push-курс живет. С другой стороны большинство вики-страниц активно живет относительно короткий срок. Везде есть динамика, все живет, только с разной скоростью и в разных масштабах :)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 20:19
Subject: Вики вещь полезная.
Вики вещь полезная. Если ей пользоваться.
Вот у нас в работе - постоянно. Документация, планы, таблицы. В день десятки записей. Это,отчасти, неформальное обучение.
В учебе - десятки преподавателей и курсов и сотни студентов.
Здесь, правда, поддержка формального.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Anatoly Levenchuk
User: ailev
дата: 2009-11-16 08:24
Subject: Re: сомневаюсь
В скруме нужно понимать природу agile, а это не сводится к социальности. Там ведь есть теория, и без теории никакая социальность не поможет. Отсюда и неудачи во многих скрум-проектах: дискотека есть, а результатов нет.

Реально программистов инженерии не учат, а учат computer sciences. Про скрум -- это просто из другого предмета, а не из социальности.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 15:38
Subject: cScrum
Про скрум в чистом виде без социальности не читал.
Мы скрумничаем регулярно и социальности здесь хватает: коммуникации, сообщения, эмоции, оценки.
Подходов к скруму много, может и существует какой-то чисто рациональный скрум, но я не встречал. Интересно познакомиться.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Anatoly Levenchuk
User: ailev
дата: 2009-11-16 15:48
Subject: Re: cScrum
В скруме главное не общение, а модель жизненного цикла, последовательность предъявления фич заказчику, выпуск многих версий и прочее, что вообще слабо пересекается с тем, в кругу ли обсуждать, или по почте. А потом выясняется, что коммуникация налажена, а заказчик итоговую работу не принимает -- ибо он ожидает другого. В экстремальном программировании, например, обсуждают регулярно об изменении формы программистского контракта, чтобы он больше подходил для тамошних практик. Дальше вопрос: что писать в контракт, какие там интересы, какие теоретические решения, как это выражается в понятных для заказчика и исполнителя терминах, как сочетается с приемлемыми для данного типа проектов рисками и т.д. -- а стояние вместо сидения вообще тут идет лесом (достаточно поглядеть на мою презентацию http://www.slideshare.net/ailev/ss-2290189, чтобы обратить внимание на круг вопросов, на который "стоятельные практики" скрума не имеют ответа, но сам способ работы на которые оказывает огромное влияние, и на них нужно иметь внятные ответы).
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 16:16
Subject: Scrum
Я же говорю, что скрум разный бывает. За этим словом сейчас много смыслов.
Скажем скрум в игрушечной фирме, ежедневный, между спринтами.
10-15 минут, стоя. Проговорили, перевесили бумажки.
Все нормально.
Текстовая поддержка в вики, мэйлах и в чем.
1. What did you do yesterday?
2. What will you do today?
3. Are there any impediments in your way?

Эта технология в других проектах может выглядит по другому.
Скрум десяти вице-президентов компании может не проходить стоя.



Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Anatoly Levenchuk
User: ailev
дата: 2009-11-16 08:22
Subject: Re: сомневаюсь
Я ровно об этом, спасибо. Как LMS бездарно пользовались, так и социальными сетями: научат и там и там ничему. Это главная проблема: яркая упаковка модной организации образования скрывает возможное отсутствие результирующих мозговых навыков.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 15:41
Subject: Re: сомневаюсь
если делаешь дело, то инструмент или приживается или выбрасывается. Смысла нет пользоваться неподходящим. "Дай другой ключ, этот не подходит" - так ведь?
Так и социальными инструментами. Без вики уже не обойтись, а твиттер не пошел.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-16 08:39
Subject: (без темы)
Все хорошо в социальном обучении, кроме того, что его фанатично начинают сувать куда угодно, причем только в одной форме - соц сети. То что в социальной сети социальность вроде бы как наиболее явна, еще не значит, что социальность может присутствовать только в соц сети.

> Реальное обучение в ИБМ, Тайоте, Киске, Микрософте и тд. А они используют современные технологии.
Вы это про какое их обучение? Не про курсы же по 30т.р.?..

> Не эксперты, а сеть.
А сеть кого? Не экспертов что ли? Может что-то наподобие "Не индивидуальный консультации экспертов, а сеть экспертов"

> Не потребность знать, а потребность поделиться (!)
Самый ключевой момент, но до потребности делиться еще выучиться надо и опыта набраться.
Не обладая особо систематизированными знаниями по CISCO, я бы с удовольствием отучился по обыкновенному push-у, с хорошо выстроенным курсом, хорошими картинками/визуализациями, практически ориентированными заданиями, но с одним правильным решением. Фактически без всякого pull-а, или с очень небольшим его количеством. А вот уже потом, обладая необходимыми базовыми знаниями, умениями и наработав достаточно большой опыт у меня бы появились желание и возможность делиться.

> Не склад, а поток.
Поток без всякого склада? И как новым участникам очень хорошо вливаться будет? А старым на одни и те же вопросы отвечать?..


В целом, не оговорив области применения каких то подходов, получается, что каждый говорит хоть немножко (а иногда и множко) о своем...
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 15:29
Subject: (без темы)
Упускаю разумные сомнения в точности слов описывающих процессы.
Можно было рассписать, что имеется ввиду, но, как обычно здесь, только ярлычки, и не следует в них искать больше, чем там написано.
Больше бывает в развернутом тексте.

Важное замечание про желание шаринговать.

1)Будем считать, что желание поделиться и отдать воспринималось естественно.
Хотя нам сейчас пытаются внушить обратное, но наличие 2.0, опенсорса и пиринговых сетей,говорит о том, что человечество не совсем потеряно.
2) Опыт показывает, что те, кому нечего сказать тоже охотно делятся, просто они еще не знают, что им нечего сказать:-)
3) push оказывается дорог, так как контент контент стареет и с мотивацией проблемы. pull здесь переигрывает однозначно, при хорошей организации и поддержке.







Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-16 16:52
Subject: (без темы)
Что-то у меня такое ощущение, что мы про разный pull. Вы про "problem based learning using authentic tasks"? Если да, то чтобы таким pull-ом покрыть объем знаний и умений такой же, как покроется push-ем надо затратить немало времени, а значит и денег разных сторон, участвующих в процессе.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-16 09:00
Subject: (без темы)
Кстати вот еще интересная визуализация на тему категоризации обучения:

http://www.jarche.com/wp-content/uploads/2009/11/Screen-shot-2009-11-15-at-4.03.14-PM.png

IOL – Intra-Organisational Learning – how social media tools can be used to keep employees up to date and up to speed on strategic and other internal initiatives
FSL – Formal Structured Learning - how educators (teachers, trainers, learning designers) as well as students can use social media within education and training – for courses, classes, workshops etc
GDL – Group Directed Learning – how groups of individuals - teams, projects, study groups etc – can use social media to work and learn together (a “group” could just be two people, so coaching and mentoring falls into this category)
PDL – Personal Directed Learning – how individuals can use social media for their own (self-directed) personal or professional learning
ASL – Accidental & Serendipitous Learning – how individuals, by using social media, can learn without consciously realising it (aka incidental or random learning)
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



lern21
User: lern21
дата: 2009-11-16 15:07
Subject: (без темы)
Спасибо.
Согласен с классификацией.
Понравилось Serendipitous Learning - еще не встречалось.
Пары IOL - GDL и PDL -ASL на самом деле мало различимы.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: arttag
дата: 2009-11-18 06:21
Subject: (без темы)
На самом деле, на мой взгляд, вполне различимы.
IOL штука более крупного масштаба, чем GDL. Т.е. включает в себя несколько GDL. Для небольших организаций, естественно, сливается. Пример: в большой корпорации несколько групп разработки достаточно разных продуктов.
ASL - просто, наверное, достаточно редкое явление. Т.е. PDL - это достаточно целенаправленный процесс, например, постоянного чтения и обдумывания одних и тех же блоггеров. ASL - спонтанный. Например, встретили в поезде незнакомого человека, разговорились и поняли, что в интересующей области он знает поболее вашего. Наверное, еще какие-нить примеры вполне можно придумать.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



browse
мои записи
Июль 2015